суббота, 13 декабря 2014 г.

ГАИ НЕТ? ДА ЗДРАВСТВУЕТ ГАИ!


Реформа началась. Чем должна закончиться — неизвестно
 
В рамках реформирования системы МВД в Хмельницком с 1 ноября до 28 февраля началась работа над проектом по созданию нового подразделения, которое объединит патрульно-постовую службу милиции и Госавтоинспекцию. Представители двух служб уже вышли на первые совместные патрулирования. Пока эксперимент вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Новации должно быть радикальными. Но, похоже, ни непосредственные исполнители, ни их прямые руководители, ни представители министерства до сих пор так и не определились, какими именно они будут.
 
Не останется ни духа, ни буквы
 
После встречи с представителями МВД, которые приехали в область, чтобы придать эксперименту ускорение, все вышли с твердым убеждением, что обычной дорожной автоинспекции уже не будет. От нее не должно остаться ни духа, ни буквы, в полном смысле слова. Потому что даже название будет другое. Правда, какое — тоже никто не знает. По крайней мере, согласны с тем, что старое вызывает весьма негативное восприятие у общественности. А ведь новую службу должны уважать.
Перед одним из первых совместных патрулирований заместитель министра внутренних дел Сергей Яровой и руководитель департамента ГАИ Анатолий Сиренко приняли участие в инструктаже дежурных нарядов, поинтересовались, каково мнение участников эксперимента об изменениях. И что они, как практики, могут предложить.
Но оживленного разговора не получилось. И не только потому, что субординация все-таки сдерживает рядовой состав перед чиновниками такого высокого ранга. А еще и поэтому, что люди уже, как говорится, не на камеру, признаются: толком и не поняли, чего от них хотят.
Впрочем, этого не скрывал и Сергей Яровой: «Сейчас мы твердо можем сказать, что суть изменений состоит в том, чтобы правоохранители могли в максимально короткий срок прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается. А механизм того, как это будет, только разрабатывается».
Хотя фраза и имеет общий характер, но, очевидно, что это заметно отличается от тех функций, которые теперь выполняет служба ГАИ. Формально она могла бы делать то же самое, но на практике подавляющее большинство водителей сталкиваются прежде всего с ее карательной стороной, когда получают штрафы за нарушения. Но пока все активно обсуждают, какими должны быть новое название, форма, надписи на автомобилях. И какой именно служебный транспорт и средства связи должны прийти в область. 
 
Чиновники уехали, работники — остались
 
Как только высокопоставленные чиновники уехали из города, на улицах областного центра опять появился... обычный патруль ГАИ. Офицер одного из них (фамилию не называем, потому что во время перемен не каждый хочет высказывать соображения, которые отличаются от позиции руководства) согласился пообщаться и сразу исправил «ошибочное» мнение. Дескать, это журналисты все неправильно поняли, рассказав, что отныне в областном центре не будет автоинспекции. Но вот же она — на месте. Правда, те два с половиной десятка инспекторов, которые участвуют в эксперименте, с утра до четырех часов дня находятся на учебе. В настоящее время патрулировать на дороги выходят «кабинетные» офицеры. И в их работе пока ничего не изменилось.
Офицер откровенно рассказывает: первые дежурства с патрульно-постовой службой были, по меньшей мере, непонятны для самих дежурных.
— Представьте, что в одно и то же время случается авария на дороге и где-то в глухом закоулке происходит хулиганская потасовка. И куда должен ехать наряд? — искренне спрашивает. — Да и обещанных двадцати литров горючего на смену нет. А как тогда «кататься» весь день по городу? И для чего? Вот сейчас мы стоим на месте, все видим. И рация молчит — нигде никаких ДТП. Так куда ехать?
Логика — простая и привычная. По крайней мере, для службы, которой не один десяток лет. Потому что на самом деле, какие происшествия должен искать очередной патруль, если он стоит на «хлебном» месте. Например, на этом подъеме всегда найдется водитель, который проедет по неразрешенной полосе. И даже во время нашего короткого разговора один дежурный ловко снимал на видеокамеру машины, а другой уже вел работу с водителями.
Останавливали ли они реальных нарушителей? Действительно, да. Но помогали ли при этом и им, и остальным участникам движения, как требует новая концепция, в этом можно усомниться. Прежде всего из-за того, что буквально в нескольких метрах от этого места, но с противоположной стороны, практически ни один водитель не может проехать, не нарушив правила: объезжая общественный транспорт на остановке, все вынуждены пересекать сплошную полосу. Но на это внимание ГАИ не обращает. Все знают: здесь штрафовать нелепо. Тем более, что сама инспекция не проследила за тем, чтобы сделать разметку и движение на этом перекрестке удобным.
Размышляя обо всем услышанном, в нескольких десятках метров от дежурных пытаюсь перейти дорогу на переходе, где работает светофор. Но водитель, глядя прямо в глаза, почему-то решает меня не пропускать. И опять одолевает любопытство: с того места, где «работают» дежурные, этого перекрестка не видно. А если бы они проезжали рядом, увидели бы такое нарушение? Или помогли бы мне, законопослушному пешеходу, в такой банальной ситуации?
 
Не надо выдумывать жезл. Надо изменить законы
 
Это настолько мелкие и обычные случаи, что они даже не обсуждаются. Но разве не именно они должны характеризовать эффективность работы всей системы. 
Представьте ситуацию, когда такой помощник останавливает водителя и напоминает, что тот забыл включить свет. Объясняет ли он водителю в чужом городе, где удобнее перестроиться на другую полосу движения. И никто при этом сразу не накладывает никаких штрафов, как это происходит теперь.
— Конечно, каждый участник дорожного движения должен быть прежде всего законопослушным. И никакие изменения в правоохранительной системе не могут отменить главного правила — соблюдения порядка и закона, — согласен Анатолий Сиренко. Но и то, что теперешняя система наказаний и штрафов далеко не всегда бывает эффективной, — тоже правда.
Планы реформаторов такие большие, что на местах их просто не могут постичь сразу. И даже эксперимент не может заработать в полную силу — очень уж много неопределенностей. Прежде всего законодательных. Потому что, например, каждая из служб имеет свои четко определенные законом правила. Взять хотя бы элементарное: кто теперь, кроме работника ГАИ, может остановить водителя, осмотреть его документы и машину? А если ты уже формально не работник ГАИ, то, значит, идешь против закона.
Установить же отдельные правила на территории всего одного города тоже невозможно. Сейчас речь идет о совместном патрулировании лишь на улицах областного центра. А как только выедешь с его окраины — все осталось, как было.
Но больше всего все говорят об улучшении материально-технического обеспечения. Все хотят иметь новый транспорт, нелимитированное количество горючего, современные средства видеосъемки, связи. И, разумеется, очень хорошую зарплату.
Если при этом за инспектором, независимо от названия, останется право так же штрафовать водителей, как это происходит теперь, то лучшей реформы для службы и придумать невозможно.
А для общества? Если выполнить все эти требования — выйдет слишком дорогая реформация. Но главное — станет ли она действительно эффективной? Сумеет ли служба перестроить прежде всего сознание своих подчиненных? 
Представители министерства заверили: сейчас им согласились помочь зарубежные специалисты. Все вместе разработают общую стратегию. Какой она будет? В какую копейку обойдется для бюджета? Что принесет обществу? Ответов еще нет.
Впрочем, подождем до окончания эксперимента в отдельно взятом городе. Возможно, через месяц—другой ситуация хоть немного прояснится. А сейчас ГАИ в Хмельницком нет. Или есть? Или еще только должно быть? Словом, да здравствует если не автоинспекция, то другая служба. Но такая, которая действительно поможет нам везде и всегда.
Хмельницкий.
 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения


Интернет реклама УБС