Каждая великая реформа состояла не в том, что вводилось что-нибудь новое,
а в том, что уничтожалось что-нибудь старое.
Генри Бокль
Недавно Кабинет министров Украины утвердил концепцию первоочередных мер реформирования МВД и стратегию развития органов внутренних дел, в ходе реализации которых милиция станет полицией, а некоторые службы будут сокращены, объединены или вовсе ликвидированы. В частности, реформа коснется Государственной автоинспекции, которая лишится функций по предоставлению административных услуг и будет осуществлять только патрулирование национальных автострад, в то время как ее полномочия в населенных пунктах будет выполнять патрульная служба милиции. Так, реформирование ГАИ начнется с проведения эксперимента в г. Хмельницкий, в рамках которого подразделения Госавтоинспекции и патрульной службы будут объединены в одно подразделение. Однако пока в Украине только готовятся к внедрению стратегических изменений в правоохранительную систему, следует обратиться к опыту организации работы дорожной полиции в других странах.
К примеру, старейшей действующей службой охраны безопасности движения и его регулирования является Национальная жандармерия Франции. Она является составной частью вооруженных сил и структурным подразделением Министерства обороны, и выполняет функции полиции на 95% территории страны, обеспечивая порядок дорожного движения за пределами крупных городов, в сельской местности и небольших городах с населением, как правило, не более 20 тысяч человек. В городах эти обязанности возложены на дорожные отряды национальной полиции, к работе в которых в 60-х годах начали активно привлекать женщин. Численный состав жандармов составляет приблизительно 100 тысяч человек. Это сержанты и офицеры, которые ежедневно решают множество задач, связанных не только с контролем дорожного движения, но и выполнением следственных и других повседневных полицейских мероприятий, обеспечением соблюдения закона и порядка, и вооруженной защитой нации. Главной целью государственной политики, проводимой в отношении полицейских и жандармских кадров, является превращение их в надежное орудие защиты существующей во Франции государственности и законности путем жесткого отбора, конкурсного метода комплектования, непрерывной ротации большинства категорий личного состава, предоставления высоких зарплат и социальных гарантий, а также создания условий для продвижения по службе.
В Германии задачи по охране общественного порядка, осуществлению надзора за соблюдением правил на дорогах и патрулированию, работе на месте ДТП, воспитанию участников дорожного движения, а также приёму заявлений от граждан, розыску, борьбе с преступностью, и т.д. выполняет защитная полиция (SchuPo, Schutzpolizei), к которой относится и дорожная полиция (Verkehrspolizei). Современная немецкая дорожная полиция мастерски отслеживает скорость автомобилей с помощью множества приборов: радарных установок, мобильных средств контроля на полицейских машинах и замаскированных «радарных ловушек», которые фиксируют нарушения ПДД и фотографируют номер автомобиля, сохраняя данные в компьютере полиции. Тем не менее, скорость передвижения в Германии ограничивается не только этими средствами. Главным «оружием» полицейских является высокая сознательность самих немцев, каждый из которых, увидев нарушение ПДД, непременно сообщает полиции всю известную ему информацию, в том числе номер автомобиля нарушителя. Стоит отметить, что по отношению к настоящему нарушителю немецкие полицейские абсолютно неумолимы. Взятки они не берут, более того, за дачу взятки можно получить штраф или быть привлеченным к суду. Такая неподкупность объясняется тем, что в течение всей жизни дорожные полицейские Германии застрахованы от безработицы, обеспечены наличием надежного рабочего места и хорошей зарплаты, а потом и приличной пенсии.
Таким образом, на примере двух крупнейших государств Европы, можно заметить, что дорожная полиция занимает важное место в правоохранительной системе любой страны, а борьба с коррупцией в ее рядах является одной из приоритетных задач государственных властей. Если вернуться к реформе украинского Министерства внутренних дел, то, как анонсируется, первый её этап должен завершиться до 2015 года. Следовательно, остается только надеяться, что в этом процессе будет учтен зарубежный опыт деятельности дорожной полиции и будут исправлены все ошибки прежней организации работы ведомства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий