Несколько десятилетий назад этот путь проделали США. Да, там тоже были насквозь продажные дорожные полицейские! Но я не видел, как там дорожная полиция превратилась в то, чем они являются сейчас. А вот революция в Грузии у нас перед глазами. В обывательском обороте есть несколько мифов, касательно Грузии…
ГАИ в Грузии разогнали в один день (были уволены 60 тысяч человек) и в течение нескольких месяцев сформировали абсолютно другую службу, с другими людьми. Полиция превратилась в сервисную службу (помните, в кино — лозунг на бортах полицейских машинах «служить и защищать»?). Главный итог реформы — на улицах абсолютно безопасно, дорожные полицейские в Грузии не берут взяток, машины не угоняют и граждане забыли, что такое бюрократическая волокита МВД. Думаю, что ради такого стоит поинтересоваться, каким образом этого можно добиться. Кстати, Нургалиев был в Грузии и во время и после реформы. Его не заинтересовало…
…В ходе первичной антикоррупционной кампании чиновников, бизнесменов и криминал принуждали под страхом уголовного преследования — в некоторых случаях основания для этого были — возвращать государству «нетрудовые доходы». Эти деньги, в частности, использовались при проведении реформ, пополнив внебюджетные фонды. Из них выплачивались повышенные зарплаты новым чиновникам и финансировались спецоперации. Система внутренних дел подверглась кардинальной чистке. В течение двух лет из МВД было уволено 75 000 из 85 000 человек. Распустили ГАИ, и в течение трех месяцев дорожную ситуацию не регулировали вообще.
Граждане терпели еще пару лет, пока вновь набранные сотрудники обучались полицейскому делу. До прихода на службу абсолютное большинство новичков не имели о ней ни малейшего представления. Принципиально не брали бывших работников правоохранительных органов и даже граждан с юридическим образованием. В итоге общая численность штата МВД сократилась до 26 000 человек.
Заработная плата в полиции, а потом и во всем государственном аппарате, выросла за годы реформ в 15-40 раз. Средняя зарплата в Грузии — $200. Участковый инспектор зарабатывает $400-500 в месяц, патрульный — $600-1000, начальники отделов и детективы — до $2000. Плюс медицинская страховка, страховка на случай гибели или увечья, иногда премии, которые могут быть довольно существенными в зависимости от выслуги лет, участия в раскрытии конкретных преступлений.
Теперь профессия полицейского — это хороший старт в жизни. В полицию идет в основном молодежь в возрасте от 19 до 35 лет. Идут на невысокую, но достойную зарплату, с возможностью, отработав от двух до пяти лет, уйти. Добросовестно отработавшим полицейским пожизненно сохраняется часть пенсии, какое-то время действует пакет социальных льгот, есть госпрограммы по получению хорошего образования, в том числе за границей, и преимущества при приеме на работу. Коренной перестройке подверглась система специального образования. На базе нескольких школ МВД в Тбилиси была открыта полицейская академия. Для службы в патрульной полиции диплом вуза не обязателен…
Основные подразделения МВД — это патрульная служба и криминальная полиция. Патрульная служба совмещает функции дорожной полиции и моментального реагирования на обращения граждан в службы экстренной помощи. Экипажи из двух человек курсируют по специально разработанным маршрутам. Если ночью забраться на гору, можно наблюдать непрерывное плотное распределение по всему городу красно-синих огней — патрульные машины в обязательном порядке ездят с включенными проблесковыми маяками.
Норматив реакции на сообщение о преступлении или происшествии ближайшего экипажа — несколько минут. Все машины оборудованы компьютерами, по которым можно «пробить» любое транспортное средство или личность задержанного. В машинах установлены камеры и ведется запись разговоров экипажа, а также места происшествия — полицейские имеют право задерживать и опрашивать людей только в определенном секторе обзора камеры своей машины. Выезд на линию машины со сломанным оборудованием наблюдения может привести к увольнению экипажа и работника, выпустившего машину на линию.
Освободившись от таких ненужных функций, как сбор левых доходов для себя и вышестоящих, полиция стала как-то добрее. Полицейские доброжелательны, зачастую ограничиваются предупреждением, устным или письменным. Установка на толерантное отношение к гражданам, на то, что в отношении мелких правонарушений полиция в основном применяет «предупреждения», доводится до личного состава руководством министерства.
В патруле обычно находятся двое полицейских, но они постоянно меняются, так что устоявшихся пар не существует. Если полицейский заметит, что напарник совершил неблаговидный поступок или преступление, он обязан об этом доложить. Недонесение чревато тюрьмой, тем более что напарник запросто может оказаться очередной «подставой» так называемой Генеральной инспекции, специального подразделения в составе МВД. В инспекции работает примерно 100 человек, которые ежедневно придумывают изощренные способы отлова внутри системы «предателей» — сотрудников, извлекающих из своей работы посторонний доход, совершающих преступления и правонарушения, торгующих нелегитимными силовыми услугами. Возможные «подставы» — от «пьяных» водителей, грубо нарушающих правила, а потом провоцирующих патрульных на взятки, до сложных схем по поставкам оружия и наркотиков.
В результате деятельности Генеральной инспекции за годы реформ государственный аппарат непрерывно и настойчиво чистится от коррупции. В первые годы из обновленного МВД было уволено или село в тюрьму несколько сотен сотрудников. Сейчас, по утверждению министра Мерабишвили, в полиции арестовывают или увольняют двух-трех человек в месяц. Если стало известно, что работник полиции совершает преступления, в разработку берется вся его бригада. Первое время таким образом наказывали целые подразделения. Сейчас такого нет.
Одним из технически правильных решений реформы, конечно, являются повсеместно установленные стеклянные кубики новых отделений полиции. В этих полностью прозрачных помещениях, на радость гражданам, имеющим возможность своими глазами видеть работу участков, сидят полицейские. МВД резко сократило бумажный документооборот. В системе действует электронный оборот документов, что позволило повысить качество работы в разы. «Не удалось перевести в цифру только около 5% бумаг, особо секретных, — говорит министр. — Остальное все в сети, программа распределяет документы по сотрудникам, с возможностью отслеживать ход выполнения заданий, с нормативами на ответ, автоматическим архивированием».
Особый разговор — милицейская отчетность о преступлениях. Ее не то чтобы упразднили… Но перестали учитывать ее в качестве основного мерила деятельности МВД и его сотрудников. Невозбуждение дела чревато для полицейского уголовной ответственностью, не говоря уже об увольнении и санкциях, поэтому число возбужденных дел резко возросло, но, поскольку это не является больше основным методом оценки работы, полицейские сами стали намного активнее принимать дела в работу.
Значительная часть функций министерства, особенно связанных с взаимоотношениями с гражданами, выведена на аутсорсинг и коммерциализована. Такие функции, как выдача прав, регистрационных документов на машины, техосмотр, переданы в Сервисное агентство МВД и подчинены жестким регламентам (в том числе — по времени). На растаможивание автомобиля, его техосмотр и постановку на учет с выдачей документов и номеров действует норматив — около 20 минут.
Остались в прошлом «блатные» номера, мигалки есть только на нескольких правительственных машинах. Номера «выдает» компьютер. При этом за деньги можно заказать себе любой номер, лишь бы он был уникален и состоял из любых семи символов. Несколько попыток ввести «блатные» серии номеров жестоко пресекались — вплоть до увольнения исполнителей и руководителей этого направления. Так же под страхом увольнения запрещено обслуживать в специальном режиме чиновников. Я лично наблюдал, как стоит в очереди за номером замгенпрокурора республики. Я попробовал представить себе встречу с главой СКП Бастрыкиным в районном ГИБДД и не смог.
Благодаря новой системе регистрации ушли в прошлое доверенности на автомобили и пользование имуществом. Два покупателя могут, не видя друг друга, купить-продать автомобиль, находясь в разных городах, — сделка будет совершена через терминалы Сервисного агентства. Когда отменяли доверенности, многие беспокоились, что это приведет к росту угонов. Но МВД начало в этот момент борьбу с организованной преступностью (угон машин — одна из основных специализаций преступного бизнеса), сделав акцент на искоренении угонов. В прошлом году в Тбилиси было угнано… 0 автомобилей. Информацию министра не проверял, но опрошенные мною грузины говорили, что машины действительно угонять перестали.
Сегодня в Грузии нет милиции. Там есть полиция.
Реформирование грузинского МВД началось еще летом 2004 года, когда в течение недели расформировали ГАИ и уволили всех сотрудников (14 тыс. человек), а в созданную патрульно-постовую службу набрали новых людей. Зарплаты сотрудников были повышены. Сегодня они в 15-20 раз выше, чем в 2003-м. При этом были внесены поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие лишение свободы за малейшую взятку минимум на 5 лет. У патрульной полиции две функции — наблюдение за дорожным движением и борьба с нарушителями. Получив звонок на пульт, патруль выезжает на место. Если это драка, патрульные задерживают участников; если это убийство, они звонят в криминальную полицию и ждут ее; если это взрывное устройство, вызывают спецназ.
В патруле обычно находятся двое полицейских, но они постоянно меняются, так что устоявшихся пар не существует. Если один полицейский нарушает закон, то второй обязан доложить об этом наверх. Если не доложит — может оказаться, что нарушение закона напарником было лишь инсценировкой генинспекции (что-то вроде отдела внутренних расследований, — авт.). Постоянная угроза скрытой проверки воздействует на сотрудников полиции лучше, чем премирование и рост в должности. Никто не хочет стать антигероем в телеролике и сесть в тюрьму.
80-процентный рейтинг доверия к грузинской полиции начался с полицейской академии в Тбилиси. В 2004-м, когда реформа МВД была официально объявлена, ректором полицейской академии стала Анна Чихиташвили — сотрудница американской исследовательской организации Rand Corporation, работающей с Пентагоном. Спецкурс в полицейской академии — обязательное условие для трудоустройства в полиции. Чтобы стать детективом или криминалистом, в академию нужно поступать уже с высшим юридическим образованием. Для службы в патрульной полиции диплом вуза не обязателен. Кандидатов отбирают по результатам тестирования. После отбора они проходят трехмесячный курс обучения. Потом экзамен и служба в патруле.
Не менее существенными, чем реформа ППС, оказались и перемены в жизни рядовых граждан. Теперь во всех крупных городах Грузии на дорогах стоят камеры наружного наблюдения, но патруль не штрафует водителей за нарушения, а только останавливает и выписывает квитанцию. Если патруля не оказалось поблизости, квитанция на штраф приходит водителю домой. Если водитель недоволен, он может зайти на сайт полиции и найти там видеозапись своего правонарушения. Если он не выплатит штраф в течение месяца, то сумма штрафа увеличивается вдвое.
Именно реформа ГАИ оказалась для Грузии ключевой. Она помогла изменить общественное мнение, которое теперь в целом на стороне полиции. В Грузии исчезли взятки на дорогах. Купить водительские права — невозможно. Мы можем себе такое представить? Исчезла коррупция в полиции и судах. И это признали различные эксперты со всего мира. Кстати, модели реформ грузинские власти позаимствовали и у Швеции с Новой Зеландией, и у Гонконга с Сингапуром. И ничего страшного, получилось же…
из «КорреспонденТ.net»
…Летом 2005 года власти начали свою самую громкую реформу — тотальную чистку госаппарата. В один день были уволены 14 тыс. гаишников, немалая сила для страны с населением в 4,5 млн человек. За несколько часов ГАИ, как одна из самых коррумпированных государственных служб, была попросту ликвидирована. Молодые чиновники МВД начали набор в новую службу — теперь уже полицию.
«Три месяца машины на дорогах не контролировал никто. Все боялись: что же будет? — вспоминает первый заместитель министра внутренних дел Грузии Эка Згуладзе. — Не случилось ничего. И вы знаете, было даже неплохо». За три месяца правительство сформировало полицию с новыми зарплатами — минимум $400 против прежних $30, — новой формой и новыми машинами, Volkswagen Passat. Згуладзе, которая до работы в правительст ве училась в США и несколько лет работала в инвестиционном фонде, говорит, что она и ее коллеги хотели предложить людям «полностью новый продукт».
«В день, когда мы вывели на улицы новых полицейских, прохожие были в шоке. Они останавливались, смотрели на них, подходили, разговаривали, им казалось, что должен быть какой-то подвох».
Молодым людям нравилось работать в полиции. Тех, кто брал взятки, тут же выгоняли. Перед новым ведомством стояла амбициозная задача — заставить водителей уважать правила дорожного движения. Згуладзе рассказывает, что целый год ее служба концентрировалась на том, чтобы заставить водителей останавливаться на красный свет. Еще год — на том, чтобы они останавливались у линии, а не за ней. За несколько лет уровень доверия к полиции в Грузии с нескольких процентов вырос до 82% . Эймонд-Ларитаз называет это шокирующим показателем, который превышает аналогичный в его родной Франции.
- Вы закупаете такие дорогие машины для всех полицейских участков?
- Это не я закупаю. Это закупает каждый глава полицейского управления или участка. У них для этого есть все полномочия. Они покупают хорошие машины и хорошую технику, потому что это повышает эффективность работы. Вот здесь, в Гори, Джугелия закупает для полиции машины, мониторы, продукты, топливо.
- Но его ведь кто-то проверяет?
- Что значит «проверяет»?
- А если он купит больше машин, чем ему надо?
- Он не купит больше. Потому что если он купит много машин, он получит меньше премию, или построит меньше зданий, или меньше компьютеров купит. Он сам принимает решения, что ему нужно — бумага, автомобиль, одежда или премия.
- Когда вы только начали реформу, как сами полицейские на это реагировали?
- Их здесь больше нет.
- Но процентов тридцать осталось.
- Остался кто-то из спецназовцев, военных, оперативников. Хозошников практически не осталось — они сами ушли, потому что не смогли в новых условиях работать. Некоторые даже не были коррумпированными, и я их даже оставил работать, но они не выдержали.
Каха Бендукидзе:В любой постсоветской стране есть законодательство, на 90 процентов эффективное для борьбы с коррупцией. Достаточно его выполнять, и все получится. Но антикоррупционная борьба останется на бумаге без политической воли власти. У новой грузинской власти хватило воли жестко избавиться от ближайших соратников, друзей, просто хороших знакомых, если их обоснованно обвиняли в коррупции.
Русская служба BBC:
…Избавление от ГАИ стало большим облегчением для населения. Структура была упразднена за один день, а около 20 тыс. сотрудников уволены. По словам грузинских водителей, раньше договориться с «гаишниками», которые зачастую прятались за деревьями или столбами в ожидании водителей, было довольно просто. Правда, непредсказуемо — торговаться приходилось много, главное доказать, что ты, в принципе, неплатежеспособен. Тогда можно было откупиться и за пять, а то и два лари (от 1 до 2 долларов США).
C новыми патрульными договориться шансов нет — при нарушении вам выпишут штраф, а расплачиваться за нарушения придется через банк. Средняя зарплата патрульного полицейского сейчас — 700 лари. Старых сотрудников ГАИ практически нет. Те немногие, кто остался, либо оказались узниками былых привычек, либо сами ушли, не приспособившись к новым условиям.
источник: http://www.bbc.co.uk/russian
Комментариев нет:
Отправить комментарий