Замначальника ГАИ Владислав Криклий: В отличие от бизнеса,
здесь деньги сами плывут к тебе
Напомним, это уже вторая за месяц громкая отставка в Государственной автоинспекции. 2 апреля Арсен Аваков сообщил, что служба внутренней безопасности МВД Украины раскрыла ряд преступных схем в Госавтоинспекции Киева. Был задержан начальник отдела организации МРЭО ГАИ Киева Николай Жебель. А начальника киевской ГАИ Николая Макаренко, как организатора преступной группы, объявили в розыск. После таких обвинений в адрес своих подчиненных начальник ГАИ Александр Сиренко написал рапорт об отставке.19 мая ушел в отставку и.о. начальника ГАИ Александр Ершов. Такому решению предшествовал скандал, вспыхнувший на почве подозрений в коррупции. Журналисты опубликовали доказательства того, что родственники главного автоинспектора страны ездят на роскошных автомобилях, а его дочери отдыхают по десять раз в году на дорогих курортах. При этом в 2013 году официальные заработки Ершова были довольно скромными, а в прошлом году он и вовсе отказался подать декларацию. «Мои дочери ведут собственную жизнь. Это их бизнес, я не вмешиваюсь», - так оправдывался Ершов. Его дочери также стали выгораживать отца, заверяя, что находятся на содержании богатых мужчин. Впрочем, от отставки это высокого милицейского чиновника не уберегло.
Сегодня кресло главного ГАИшника страны прочат 29-летнему Владиславу Криклию. Про него известно немного. На службу он пришел как человек Арсена Авакова — работал у министра советником по внедрению информационных технологий. До этого трудился в инвестиционно-банковской сфере, а также в компании «Tickets.ua», занимающейся продажей билетов на транспорте.
В интервью «Главкому» Криклий еще в статусе замнаяальника ГАИ рассказал, почему запуск патрульной полиции в столице откладывается на месяц, что придет на смену коррупционным МРЭО, и когда в деле контроля жза дорожным движением полностью исчезнет человеческий фактор.
«Если бы патрульная полиция состояла из нынешних сотрудников ГАИ и ДПС, реформа априори провалилась»
За последний месяц в центре коррупционных скандалов оказались сразу два начальника Госавтоинспекции. Сначала в отставку ушел Сиренко, следом – Ершов. Кто теперь возглавит автоинспекцию?
Не могу сказать. Это будет решение Министра.
В начале апреля Антон Геращенко анонсировал, что этот пост займете вы. Это правда?
Этот вопрос мне не раз задавали. Будем считать, что Антон Геращенко мой пиар-менеджер (смеется). На самом деле мы оба технократы и большие энтузиасты в плане реализации различных технологичных решений. В то же время пока не ясно, когда и что будет меняться, сейчас департамент ГАИ находится в процессе реорганизации.
Не имеет значения, кто возглавит ГАИ. Я себя здесь оцениваю, как менеджера на переходной период, чтобы немного вникнуть в работу и по возможности все автоматизировать. Ко мне в Facebook часто обращаются по поводу частных случаев, но здесь нужно рассуждать более масштабно, как изменить саму процедуру, чтобы этого не случалось в будущем.
Что можете сказать о бывшем руководителе Александре Ершове?
В отношении Ершова и комментариев – обратитесь лучше к нему. Скажу одно, что его транспортные средства (как выяснили журналисты, семья Ершова владеет парком дорогих автомобилей представительского класса, стоимость каждого из которых около 100 тысяч долларов, - «Главком»)были приобретены до того, как он стал исполнять обязанности начальника ГАИ.
В неформальных разговорах с представителями ГАИ доводилось слышать, что министр внутренних дел Аваков знал о поборах в системе, просто закрывал на это глаза. По вашему, почему МВД только сейчас начало пытаться показать борьбу с коррупцией?
Мне сложно говорить о политическом подтексте вопроса. Я уже столкнулся с тем, что менять систему, когда ты лишь маленькая ее часть, очень сложно. А вся вертикаль годами выстраивалась.
Если бы мы запускали патрульную полицию на базе нынешних сотрудников ГАИ и ДПС, то реформа априори провалилась. Поэтому Эка Згуладзе и привлекает новобранцев. 95% новой полиции абсолютно новые люди. И даже те 5%, которые придут из старой системы, а возможность пройти открытый конкурс предоставляется всем, уже не смогут кардинально на нее влиять.
Вы пришли в ГАИ, чтобы заняться реформой МРЭО.
Это мое основное направление. В дальнейшем департамент ГАИ будет реорганизован по двум направлениям: патрульная полиция (к которой перейдут функции нынешних ДПС и ППС) и сервисные центры.
Речь о новых 2000 сотрудников, которые сейчас проходят обучение в Академии внутренних дел Украины?
Да, если говорить о Киеве. Потом у нас по плану Львов, Одесса, Харьков, Днепропетровск.
Вам, если верить источникам в правительстве, придется управлять одним из самых коррумпированных ведомств в стране. Вы к этому готовы, учитывая ваш возраст и отсутствие опыта работы в ГАИ?
Скажу честно, я не вижу себя государственным служащим в перспективе десяти лет. Это мой личный среднесрочный проект и вклад в развитие Украины. В политике я себя еще также не вижу. Хотелось бы за один-два года максимально автоматизировать все процессы, которые сейчас коррумпированы.
Когда на улицы Киева выйдут новые патрульные полицейские?
С 1 июля.
«Инспекторы ГАИ удивлены, что нардепы хотят заплатить штраф»
Сколько людей планируется набрать по всей Украине?
Сейчас сложно сказать. Только в патрульной службе Киева будет задействовано 2100 человек, включая бэк-офис. Столица будет первым этапом и самым показательным. Мы поймем, справляется ли то количество патрульных, которых определили для столицы.
Вы говорили, что надо решать проблемы комплексно, не хватаясь за частные случаи. Но частности могут иллюстрировать общую картину. Например, можно вспомнить о том, как паркуются депутаты под парламентом. Там постоянно находятся сотрудники ГАИ, которые упорно не замечают грубейших нарушений. Как решать эту проблему?
Сегодня инспектор ГАИ может выписать штраф, составить административный протокол на каждый автомобиль, который неправильно припаркован.
Владислав Криклий
У вас есть данные, сколько штрафов депутатам выписано в этом году?
Достаточно. Многие народные депутаты даже нормально реагируют, когда их останавливают за превышение скорости, они платят.
Интересно, сколько штрафов было оплачено народными депутатами?
Отдельно по депутатам такой статистики не ведется.
Но вы же говорите, что такие случаи есть…
Мы получаем информацию, когда инспекторы звонят своим начальникам с вопросом: «Что делать? Тут народный депутат хочет оплатить штраф». Они удивлены, что ряд нардепов изъявляют желание заплатить.
То есть, до вас информация доходит только тогда, когда депутат хочет оплатить штраф?
Депутаты стали более адекватно относиться к правонарушениям, и пытаются быть ближе к народу. Другой вопрос, что у нас городская инфраструктура не предоставляет возможности парковаться в центральных районах. Поэтому нужно, чтобы наши народные избранники вместе с общественностью поддержали инициативу введения фото- и видеофиксации. Это позволит полностью исключить человеческий фактор на дорогах.
Вы наверняка уже проводили совещание с руководителями областных управлений ГАИ. Обращали внимание, на каких автомобилях они приезжают?
Я не наблюдал там машин представительского класса.
Тогда мы рекомендуем вам заехать под любое районное управление ГАИ в Киеве. Вы удивитесь.
Мне известно, что и начальники МРЭО ездят на элитных автомобилях при зарплате в 2500 гривен.
Доходы, о которых можно визуально судить по часам и машинам ГАИшников явно не соответствуют их официальной зарплате. Вы уже с этим разобрались?
Конечно, человек не должен работать в системе, если он изначально обманывает. Как он собирается дальше работать честно?! К сожалению, люди используют свое служебное положение для обогащения, держатся за места, видят здесь какую-то бизнес-жилу. Все идут сюда, потому что, в отличие от коммерции, не нужно искать новые контракты. Деньги сами плывут к тебе.
МРЭО, которые мы будем реформировать – это слоновая кость всей автоинспекции. Там больше всего коррупции, которая связана с желанием обогатиться не только самих сотрудников, но еще большему желанию сограждан участвовать в этом процессе. Заходя в помещение МРЭО, человек заранее ищет посредника, который поможет ему ускоренно получить какую-либо услугу. Он даже не пытается ее официально получить.
«Большинство учеников автошкол не хотят добросовестно учиться»
Может, так происходит потому что такая возможность существует и особо не скрывается?
Совершенно верно. У нас все начинается еще на уровне автошкол. Они фактически выступают сборщиками денег. Если в автошколе из 30 человек в группе 29 платят, то 30-й ученик тоже будет платить. Людям навязали, что это единственная возможность получить водительское удостоверение. К тому же, большинство учеников автошкол не хотят добросовестно учиться. Они оплатили посещение для галочки, в лучшем случае получили практические уроки. Но время на сдачу экзаменов никто терять не хочет.
Как будет работать сервисный центр, который вы открываете вместо «морально и физически изношенных» МРЕО?
Во-первых, предусмотрена экстренная сдача экзаменов. Появляется возможность сдать экзамены быстрее, если человек действительно добросовестно подготовился. В дальнейшем мы хотим оборудовать автомобили сенсорами, чтобы экзаменаторы не влияли на принятие решения о сдаче водителем практического задания.
Это далекий план?
Нет, эти нововведения были запланированы на середину лета. Но из-за того, что депутаты задерживают принятие нашего пакета законов, надеюсь, до осени эта система все же заработает в Киеве.
А почему депутаты никак не примут ваши законопроекты? Кто-то блокирует реформу?
Многие видят разногласия с общей договоренностью коалиции по децентрализации услуг. Говорить, что сегодня удачно проходит процесс децентрализации преждевременно. Мы сейчас не готовы к децентрализации. Также нет достаточного финансирования технических новшеств, которые мы хотим принять, для исключения коррупции.
Где гарантии, что депутаты примут законы до лета, что вам выделят нужную сумму для перехода на автоматизированную систему фиксации нарушений?
На первом слушании приняли пакет законов, включая автоматическую фото-видео фиксацию нарушений ПДД. Без должной поддержки пока остался законопроект о сервисных центрах, но будем надеяться, что на ближайших сессиях и его поддержат.
«В Украине нет законодательной базы для внедрения автоматической фиксации нарушений»
Сколько будет стоить оборудование, необходимое для внедрения фото- видеофиксации?
Решение еще не принято. Это может быть всеукраинский национальный проект, когда выбирается единый поставщик оборудования, который в дальнейшем будет его обслуживать и обновлять. Такая система работает во многих странах. Второй сценарий – передать все на местный уровень, чтобы городские власти самостоятельно проводили конкурсы и подключались к общей системе МВД.
Вопрос в том, что у нас еще нет законодательной базы для внедрения автоматической фиксации нарушений. На проспекте Победы в Киеве порядка 60% водителей превышают скоростной режим. Они - потенциальные нарушители, и могли бы уже наполнять бюджет.
Новая система фиксации автонарушений полностью исключает человеческий фактор или же,
как и раньше, будет человек с «Визиром» и жезлом?
Человеческого фактора не будет. Существуют разные подходы. Оператору на монитор выводится картинка с плохим разрешением, он не видит номера автомобиля. Он только фиксирует факт нарушения, после чего информация запечатывается в конверт и отправляется по почте водителю. Или смс-оповещением на мобильный телефон.
Что в итоге мы получим: борьбу за снижение числа нарушений или стремление увеличить собираемость штрафов?
Естественно, превенция. Задача на национальном уровне – уменьшение аварийности, смертности и отказ от нарушений. Местные бюджеты вероятно будут рассматривать реализацию проекта как возможность наполнить бюджет. У нас задача не в том, чтобы номинально снизить цифру в статистике. Мы получаем печальную статистику смертей по Украине. Шесть-семь случаев ежедневно.
Когда в Киеве можно ждать появления автоматизированной системы? Сколько необходимо фото и видеофиксаторов? Сколько стоит закупка и установка оборудования?
Я предполагаю, что проект начнет работать с осени. Я склоняюсь к первому сценарию, когда закупка и установка фото и видеокамер будет происходить на национальном уровне. Ведь не все инвесторы захотят браться за проект, скажем, в Черновцах или Чернигове, так как период окупаемости будет в разы длиннее. Что касается стоимости, то один комплекс, в который входит камера, радар и программное обеспечение, стоит от 20 до 50 тысячи долларов.
А какое количество комплектов необходимо для Киева?
Тут сложно сказать. Можно поставить и две камеры.
Но вы же составляли план?
Планировалось в Киеве установить от 600 камер. Расходы будет нести не бюджет. Мы рассчитываем найти партнера, который с будущих платежей будет возвращать свои инвестиции, вложенные в проект. Естественно, в выгодных для государства пропорциях. В идеале мы разделим инвестпроект на два: оборудование и техническая поддержка.
У инвестора появится стимул быстрее эти деньги отбить…
Верно. У любого бизнесмена стоит задача в максимально короткие сроки вернуть средства. Поэтому важно, чтобы функции контроля и аналитики осталась у нас.
Не боитесь, что может повториться история с консорциумом «ЕДАПС». Когда милиция и частная структура работали вместе над созданием коррупционной схемы. Не будет ли здесь поводов для коррупции?
Я думаю, «ЕДАПС» не самый лучший пример для сравнения.
Тем не менее, у сотрудников ГАИ и бизнесменов будет взаимная заинтересованность.
А где вы видите взаимную заинтересованность?
Частные структуры заинтересованы вернуть вложенные деньги, а гаишник может неформально помогать им в этом за отступные.
Это не интересно для государства. Задача номер один – превенция. Мы не хотим возмущений граждан. Система фотофиксации должна органично запускаться. Если она вызовет волну негатива, реформа не пройдет и все старания сойдут на нет.
«Лихачи на дорогих автомобилях смогут за сутки обнулить баллы»
Возможность безнаказанно превышать скорость на 20 км/час оправдывают себя? Будете ли изменять верхнюю планку ограничения скорости?
Чаще всего в городе и так превышают скорость более чем на 20 км/час. Но это не основная проблема. Как раз внедрение фотофиксации и поможет отслеживать такие вещи. Задача же не стоит на каждом углу разместить камеру. Есть интересная практика с муляжами, когда камера сначала находится в одной локации, а через месяц, когда теряет свою эффективность, устанавливается на другом участке.
Есть мнение, что нельзя вводить «бонусные» штрафные баллы (водителям начислят по 150 баллов, которые будут постепенно снимать за фиксированные нарушения. После того, как их количество достигнет нуля, водителям начнут начислять штрафы, которые нужно оплатить в течении месяца, - «Главком») за нарушение ПДД. Мол, они дают право водителям какое-то время безнаказанно нарушать правила, а это вызовет рост аварий. Ваша позиция?
Есть ряд грубых нарушений, которые мы убрали из законопроекта. Это статьи, по которым нельзя просто снять баллы. Предусмотрены нарушения, которые будут фиксировать инспектора патруля. Например, проезд железнодорожного перекрестка. Мы запускаем бальную систему, чтобы дать некоторое время автомобилистам адаптироваться к ней. Если мы увидим негатив, в чем я сомневаюсь, то мы сможем заменить систему и перейти к чисто европейскому образцу, где баллы применяются параллельно со штрафами.
Откуда взялась цифра в 150 баллов?
Модели в разных странах разные. То, что предлагаем мы – ноу-хау, нигде такого больше нет.
На сколько нарушений их хватит?
Превышение скорости более чем на 20 км будет «стоить» 20 бонусных баллов нарушителю.
То есть, пять-семь нарушений.
Наблюдая за лихачами на дорогих автомобилях в городе, я думаю, они и за сутки смогут обнулить баллы. Итого появится ряд желающих существенно наполнять бюджет страны.
Откуда взялась цифра в 150 баллов?
Модели в разных странах разные. То, что предлагаем мы – ноу-хау, нигде такого больше нет.
На сколько нарушений их хватит?
Превышение скорости более чем на 20 км будет «стоить» 20 бонусных баллов нарушителю.
То есть, пять-семь нарушений.
Наблюдая за лихачами на дорогих автомобилях в городе, я думаю, они и за сутки смогут обнулить баллы. Итого появится ряд желающих существенно наполнять бюджет страны.
Сколько сегодня в Украине ежемесячно поступает штрафов в бюджет?
Есть общая статистика, что в прошлом году было перечислено 384,7 млн гривен. Начиная с января этого года сумма оплаченных штрафов составила 102,0 млн. Уверен, что базовые сборы по административным штрафам вырастут за счет того, что мы сделаем более технологичной патрульную полицию.
Чаще всего водителю было выгодней дать взятку сотруднику ГАИ, чем платить более ощутимый штраф. Кроме того, это экономило время водителя, потому что протокол в среднем составлялся 10-20 минут. Сейчас предусмотрена печать всех нарушений на квитанции, которая фактически будет протоколом, возможность заплатить штраф на месте и забрать квитанцию. Это мы уже внедрили с помощью POS-терминалов в патрульных машинах.
Когда водители смогут зайти в Интернет и по номеру техпаспорта проверить, есть ли у меня штраф?
В ближайшем будущем. У нас будет двойная верификация по номеру автомобиля и технического паспорта, что позволит убедиться, что человек действительно собственник транспорта.
Сколько времени нужно на создание такого сервиса? Год, два?
Нет, конечно. Это вопрос нескольких месяцев.
В ноябре прошлого года украинская ГАИ получила монополию на производство новых номерных знаков.
Нет, на данный момент ГАИ не принимает решения о закупках. Они происходят централизовано через МВД. У нас есть патент на государственный номер, и мы предоставляем возможность производителю, который выиграл тендер у министерства, использовать его.
источник: http://glavcom.ua/articles/29472.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий